Прибыльных перевозчиков практически не осталось
Первое полугодие 2015 года еще не успело подойти к концу, а объем грузоперевозок в РФ сократился на 40%, именно такие цифры приводит МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта). Прибыльных компаний на рынке практически не осталось, а число тех, кто терпит убытки, продолжает стремительно расти. Экономисты уже подсчитали финансовые результаты за январь-февраль текущего года. Минусовое сальдо в размере 7.3 млрд., рублей говорит явно не в пользу автоперевозчиков.
Желание остаться на плаву диктует политику скидок. Эксперты оценивают вынужденное снижение цен на услуги на уровне 50% по отдельным направлениям. Хотя данный процесс правильнее было бы назвать корректировкой переоцененных услуг, стоимость которых в начале весны повысилась на 25%. Приблизительно в таком же объеме подорожали сервисы автоперевозчиков на протяжении 2-го полугодия 2014 года. Поэтому фактическая цена просто сместилась до более справедливого прошлогоднего уровня.
Навалившиеся проблемы не могут не сказаться на положении дел лизинговых компаний. Половина из них уже бросила все силы на активизацию работы с просроченными платежами и проблемными контрагентами.
Запрет на ввоз импортных товаров из США и ЕС ведет к продолжению стремительного падения рынка. Масла в огонь добавляет ограничение на поставку промышленных товаров. Но даже платежи за грузы, которые удается перевезти, перечисляются с большим трудом. Основная причина – участившаяся практика предоставления отсрочек. О предоплате, к сожалению, речь не идет. Практически все заказчики отказываются работать без предоставления отсрочки как таковой.
Стремительно растущая конкуренция толкает участников рынка нарушать правила игры. Многие не выдерживают, отказываются от обслуживания европейских маршрутов и переключаются на менее выгодные внутренние направления. В результате владельцы фур вынуждены серьезно снижать цены или задумываться о продаже подвижного состава. Большинство новых предложений на рынке – автомобили, взятые в лизинг. Но продать транспортное средство по рыночной цене сегодня крайне сложно. Поэтому любой из описанных выше путей в итоге приводит к разорению предприятия.Около 10 отечественных компаний уже покинули рынок в феврале текущего года. Все предприятия стремились выйти на международный уровень обслуживания за счет обновления автопарка по лизинговым схемам.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что на текущий момент ситуация вырисовывается более чем тяжелая. Конечно, это не означает, что по стране перестанут ездить фуры. Они как и раньше, будут передвигаться из точки «А» в точку «Б», но преимущественно в рамках внутреннего рынка и по совершенно другим схемам. Прогнозируется значительное сокращение числа компаний, которые держат на балансе собственные ремонтные боксы и стоянки. Вместе с этим появится больше хозяев-одиночек, исполняющих роль владельца, экспедитора и механика в одном лице. Новая тенденция будет способствовать уходу в тень огромной части рынка.
Как сообщают некоторые крупные логистические центры, затраты официальных компаний, занимающихся перевозкой грузов, сегодня выросли в 3-4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате предоставление качественных услуг становится более проблематичным, поскольку количество партнеров на рынке, способных работать эффективно, без нарушения сроков, стремительно сокращается.