Владельцы большегрузов пожаловались на высокие штрафы
C 15.11.2015 года проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам России должен оплачиваться в размере до 3,73 руб. за 1 км в счет возмещения ущерба, причиняемого дорожному полотну тяжелыми автомобилями. Вырученные средства будут направляться в дорожный фонд. Ежегодно, таким образом, государство планирует получать порядка 50 млрд. руб.
Новая система взимания платы запускается компанией «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС).
На что жалуются автоперевозчики?
Транспортные компании (ТК) обратились с письмом к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой провести тестирование работоспособности новой системы до марта будущего года. Фактически предприятия выступили за введение моратория на штрафы за нарушение новых регламентов до 1 марта 2016 года.
Обоснованием служит уверенность перевозчиков в неизбежности сбоев и ошибок в функционировании бортовых устройств, что приведет к крупным штрафам. Перевозчики считают, что отказ заморозить штрафы способен вызвать приостановку деятельности ТК, перебои в снабжении, разгон инфляции.
С подобным утверждением представители РТИТС не согласны, мотивируя тем, что в случае поломки или сбоя прибора при выполнении рейса, водитель должен сообщить в специально созданный оператором call-центр, после чего продолжить свой путь. Также владельцы большегрузов имеют возможность вовремя получить бортовые устройства и зарегистрироваться в системе заранее.
Помимо этого, в письме обращается внимание на несопоставимый уровень штрафов для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), что ставит деятельность юридических лиц в невыгодные условия по сравнению с услугами по грузоперевозкам физических лиц. Разница очевидна – для первых штраф составляет 450 тыс. руб., а ИП заплатит 40 тыс. руб. В случае повторного нарушения компания выложит 1 млн. руб., физическое лицо – 50 тыс. руб.
Стоит отметить, что в настоящее время Госдумой рассматривается законопроект о введении одинакового для всех штрафа в размере 150 тыс. руб.
Еще один вопрос, поднятый в письме, служит поводом для отсрочки: информационно-платежная система «Платон», используемая оператором, предполагает перед отправкой грузовика в рейс пополнение счета. Вносимая сумма должна соответствовать предстоящему маршруту. Компании считают необходимым заключать типовые договоры, ведь за уплату сбора потребуется отчитаться налоговой инспекции. А для того чтобы зарегистрироваться в системе, оформление договора не предусмотрено.
Со своей стороны в РТИТС полагают, что предложение открыть личный кабинет для последующей оплаты проезда, по сути, является офертой, а основанием для взыскания платы служит действующее законодательство. К тому же сейчас проводится предварительная регистрация в системе, не требующая договора. Когда государство утвердит все процедуры, уверяют представители РТИТС, то документ будет предоставляться.
В письме также высказана инициатива о возможности внесения платежей за проезд крупными ТК постфактум. Предварительная оплата вынуждает автоперевозчиков брать заемные средства. При этом противоположная сторона договорных отношений оплачивает работу транспортников после предоставления услуг и зачастую на условиях отсрочки. Так как в России оплата после выполнения рейса законодательством не предусмотрена, то наладить процессы нужно на государственном уровне.
Обоснование тарифа и выбор оператора
Росавтодор уверен – введение нового сбора справедливо, так как исследования показали, что именно грузовой транспорт массой, превышающей 12 тонн, наносит максимальный ущерб федеральным трассам – 56%.
Расчет стоимости проезда осуществлялся исходя из общего количества большегрузов – 1,9 млн. единиц – и их среднего расхода топлива. Определив совокупный размер акциза, вносимого грузовиками в дорожный фонд, полученную величину вычли из суммы, которая составляет 56% бюджетных средств, перечисляемых для ремонта дорог. Разница была разделена на среднегодовой километраж тяжелых автомашин, результат обозначил плату за 1 км.
При этом средний годовой пробег одного грузовика массой свыше 12 тонн предполагался в размере 8,5 тыс. км, а всех аналогичных автомобилей – 16,5 млрд. км.
Однако бизнесмены вычисленную оплату за 1 км – 3,73 руб. – считают завышенной, так как километраж оценен неверно. Они заявляют, что в течение года грузовик способен пройти до 200 тыс. км. Если отталкиваться от среднего ежегодного пробега большегрузов в 60 тыс. км, то плата, возмещающая урон дорожному полотну, будет гораздо ниже – 0,97 руб.
Относительно выбора оператора известно, что летом 2013 года был объявлен конкурс, к участию в котором допускались лишь организации, имевшие опыт создания системы взимания платы. Российские компании участвовать в торгах не могли, потому что в России подобных проектов не внедрялось, следовательно, заявки поступали от иностранных компаний.
Руководствуясь соображениями национальной безопасности, в августе 2014 года правительство отменило тендер, а проект поручили РТИТС.
Более ранние обращения
С начала года предприниматели несколько раз жаловались председателю правительства и председателю Госдумы на серьезные последствия ввода дополнительного тарифа. Так, производители, среди которых «Союзмолоко», АКОРТ, «РусБренд», известили власти, что нововведение повысит себестоимость перевозок продукции на 15–20%, спровоцирует инфляцию, так как рост издержек придется переложить на конечных потребителей. Во избежание негативных явлений бизнесмены просили о введении тестового режима и отсрочке взимания платы на год. Кроме того, они предлагали пересмотреть тариф, так как считали плату 3,7 руб. за 1 км слишком высокой.
Теперь о последствиях ввода нового сбора Дмитрию Медведеву сообщили руководители автотранспортной сферы.
Будет ли отсрочка?
Предприниматели также обращают внимание на то, что на всей территории РФ система штрафов наладится только к 2020 году. Поэтому будет несправедливо наказывать нарушителей закона уже в ближайшее время. Но и этот довод как основание для отсрочки платежей в надзорных органах не принимают.
Сейчас в Росавтодоре обсуждается только вопрос снижения стоимости проезда. Возможно, будет принят тариф в 3,06 руб. за 1 км. Тогда доход заметно снизится: при первоначальной величине сбора поступления от автоперевозчиков предполагаются в размере 50 млрд. руб. в год, а уменьшенный вариант – на уровне 40 млрд. руб.
Однако бизнесмены убеждены: в современных экономических реалиях уменьшения тарифа недостаточно, необходим тестовый период, отсрочка уплаты сбора